Внимание! с 1 марта цены на участки первой очереди повышены!Начало продаж второй очереди!


8 (910) 002-8202
8 (495) 763-21-00
8 (495) 223-63-92

схема проезда

Именины Филиппа

Святой Филипп, Метрополит Московский

Сегодня мы расскажем о святом Филиппе, митрополите Московском. Он жил в шестнадцатом веке и происходил из древнего боярского рода Колычевых. Имя – Филипп он получил в зрелом возрасте при постриге в монахи. До принятия монашества имя его было – Федор.

Во все времена, у всех народов судьба аристократа представлялась окружающим завидной, но юный Федор Колычев, видимо, был каким-то «неправильным» аристократом. Все привилегии его боярского происхождения скорее тяготили его, нежели радовали. Веселого общества своих сверстников он избегал, предпочитая ему степенную беседу старших. Вместо шумных юношеских забав, Федор с удовольствием занимался в обширном родительском имении различными хозяйственными делами, к которым с детства приучил его отец. Когда Федору исполнилось двадцать шесть лет, он был представлен вел. князю Василию Иоанновичу, понравился ему, и был оставлен при дворе. Но скоро великий князь умер, и Феодор остался при дворе нового великого князя — Иоанна IV, (впоследствии прозванного – Грозным), который в ту пору был еще ребенком.

Маленький государь полюбил его, но в блестящей придворной среде Феодор Колычев чувствовал себя еще более одиноким. Мысли об иночестве уже тогда приходили к нему, жениться он не хотел. И вот в июне 1537 году он отправляется на север, в Соловецкую обитель. По дороге Федор заблудился. Много дней бродил он по лесам и болотам, пока не встретил на берегу Онежского озера крестьянина Субботу, который и приютил незнакомца. Живя у него, Колычев помогал в домашних работах и пас скот. Непривычная крестьянская жизнь сделала бывшего придворного неузнаваемым: здоровье его окрепло, тело налилось силой. Однако же приближающаяся зима заставила его спешить. В Соловках его принял игумен о. Алексий. Он сразу же поставил его молотобойцем в кузницу, а впоследствии перевел молодого послушника в хлебопекарню. Это были самые тяжелые работы в монастыре. Иногда Феодору Колычеву казалось, что силы оставляют его, но ни разу он не поколебался в своем решении. Зорко следил он за жизнью монахов, стараясь подражать им во всем. Наконец его смирение и трудолюбие снискали ему всеобщее уважение, и его постригли в монахи с наречением имени Филипп. Четыре столетия хранился в монастырской хлебопекарне камень, который подкладывал себе под голову будущий митрополит, когда он засыпал на полу, утомленный тяжелой работой и продолжительной молитвой. Затем он удалился на отшельничество в лес, и пустынь его была известна до последнего времени под названием Филипповой. Однако, уединение его прервалось: после смерти престарелого игумена Алексия он был избран настоятелем Соловецкого монастыря. Незадолго до этого, монастырь сильно пострадал от пожара, и восстанавливать его Филипп начал на средства, собранные его родственниками.

Трудно даже просто перечислить все, что было сделано Филиппом за время его настоятельства на Соловках. Он объединил 52 отдельных водоема в одно «Святое озеро», из которого монастырь стал получать питьевую воду. Потом, соединил его каналом с морем и поставил на нем свои знаменитые мельницы. Вместо маяков Филипп установил высокие кресты и устроил пристань, больницу и гостиницу для паломников. Обитель он окружил гранитными стенами и все деревянные постройки заменил кирпичными, для чего построил кирпичный завод. Некоторые его изобретения до сих пор приводят исследователей в недоумение. Например, в летописях упоминается, что Филипп изобрел какую-то «самодвижущуюся телегу», которая передвигалась без лошади, и «решета, которые сами просеивали муку», что значительно облегчило труд монахов. Он завел скотный двор и развел стада лапландских оленей, из шкур которых стали шить платье и обувь братии в устроенных им мастерских. Всеми работами он руководил лично.

… На Соловецких островах даже названия напоминают о святителе Филиппе – в частности, одним из самых рыбных мест по сию пору остаются «Филипповские садки», некогда рыбное хозяйство игумена Филиппа.

Но в 1550 г. молодой царь Иоанн IV вспомнил друга своего детства и вернул его в Москву для возведения в сан митрополита. Это было тяжкое время опричнины. По всей Руси лилась невинная кровь, опричники творили свой произвол и беззаконие, прикрываясь именем царя. В этой ситуации Святитель Филипп согласился принять сан митрополита под непременным условием сохранения древнего права «печаловаться», то есть заступаться перед царем за осужденных, не только невинных, но и виноватых. Царь с неохотой уступил.

…традиция Русской Церкви «печаловаться», то есть просить царя о милости к осуждённым, была незыблема даже в эпоху Ивана Грозного, и только Пётр I отменил такое право Церкви. В следующий раз Церковь попыталась возвысить свой голос против власти только при большевиках.

В первой же проповеди новый митрополит напомнил царю о милосердии к подданным и о том, что и сам он подчинен власти Всевышнего. Царь принял проповедь его благосклонно. Все стали надеяться на лучшие времена. Но в июле 1567 г. разразилась гроза: было перехвачено письмо короля польского Сигизмунда к московским боярам, в котором он приглашал их перейти па службу к себе. В прежнее удельное время бояре действительно имели право «отъезда», то есть перехода на службу от одного князя к другому. Но когда вся власть на Руси сосредоточилась в руках одного государя, это древнее право стало равносильно государственной измене. А после «отъезда» князя Курбского в Литву царь огульно заподозрил всех бояр в предательстве. В страшном гневе на бояр, царь со всем двором уехал в Александровскую слободу, а расправляться с навлекшей на себя опалу Москвой предоставил опричникам. Опричники бросились грабить население, улицы были покрыты трупами. Москвичи умоляли митрополита о заступничестве. Филипп, внимая народному горю, стал настойчиво напоминать Иоанну Грозному о его долге милосердия к подданным, но эти слова царя только раздражали. И тогда Филипп при большом скоплении народа резко обличил царя в жестокости и уничтожении невинных людей. Грозный пришел в ярость: «Филипп, не противься нашей державе или сложи с себя сан!» «Я не искал его, — ответил митрополит. — Зачем ты лишил меня пустыни? Если ты хочешь нарушать законы Божественные, делай как знаешь, но мне было бы непростительно ослабевать, когда время подвига приближается».

Эти смелые слова не остались без последствий для отважного митрополита. …История отношений Митрополита Филиппа и Ивана Грозного отражена в новом фильме Павла Лунгина «Царь». Где царя сыграл Петр Мамонов, а роль Святителя Филиппа стала одной из последних ролей Олега Янковского.

8 ноября 1568 г., в то время когда Филипп совершал в Успенском соборе Божественную литургию, двери храма распахнулись, и в церковь вошла толпа опричников. Богослужение было прервано. Опричники набросились на него, сорвали облачение, вытолкали из собора, посадили на розвальни и повезли в Богоявленский монастырь.

После скорого суда, по ложному обвинению Митрополита Филиппа приговорили к пожизненному заключению в смрадной темнице, в цепях. Но привыкший к всевозможным лишениям подвижник терпеливо переносил голод и грубое обращение. Однажды, по приказу Царя, к нему в темницу запустили голодного медведя. Утром Иоанн Грозный сам пришел посмотреть на результаты своей «шутки», но застал святого узника на молитве, а медведя — спокойно лежащим в углу.

В это же время, родственники и близкие люди митрополита погибали в страшных пытках. Отрубленную голову любимого его племянника Ивана Колычева прислали Филлипу в мешке. Митрополит с благоговением принял страшный дар, благословил его, поцеловал и велел отправить обратно, к царю. Наконец его сослали в Тверской Отрочь монастырь. Везли Филиппа зимой в летней одежде и в дороге не давали есть, однако, ни одной жалобы не вырвалось у страдальца.

Все в этом мире имеет свой конец. Подходило к концу и земное житие неустрашимого борца за правду, народного заступника митрополита Филиппа. Спустя год, царь послал в Отрочь монастырь к заключенному митрополиту самого страшного из своих опричников, палача Малюту Скуратова, якобы за благословением на военный поход. Митрополит предчувствовал свою кончину, и когда палач вошел к нему, спокойно сказал: «Делай то, что ты пришел делать, и не испрашивай ложно небесный дар!» Тогда Малюта задушил его подушкой, братии же сказал, что владыка умер от угара, и при себе приказал погребсти его без всякого отпевания. Затем поспешно покинул монастырь. Монахи были поражены ужасом, но не посмели ничего ему сказать. Это было 3 декабря 1569 г. Так окончил свою земную жизнь этот удивительный человек – святитель Филипп, принявший мученическую смерть за правду и человеколюбие. …В 1652 году мощи святителя Филиппа были перевезены в Москву, и здесь царь Алексей Михайлович просил перед мощами на коленях прощения за прегрешения своего прадеда – Ивана Грозного. Также грамота с покаянием царя была положена в гроб к святителю.



  Художник: Шубин А.П. Создание сайта Intellect Design
© Продажа домов в коттеджном поселке Спасово